Современная Россия для московских иностранцев, как правило, — огромный и перспективный рынок. Для петербургских — заманчивая и таинственная страна. Однажды приехав в Петербург, романтические бизнесмены и интеллектуальные иностранцы порой остаются здесь навсегда. Странным образом прикипают к этому самому европейскому городу России — Петербургу. А он всегда разный. Он балансирует на грани волшебной элегантности и театральности. Парадоксальный образ Петербурга: торт-мороженое с яркими студенистыми цветами, вывернутый на пустынную улицу между аскетическими фасадами мрачных зимних дворцов сквозь белую дымку кружащегося снега. Таким представляется Петербург англичанке Джиллиан Бейли. Впервые она приехала сюда в 1992 году. Переживания пространства, формы и объема классического города были для нее непосредственными и яркими. Джиллиан чувствует такие вещи очень остро. Она закончила Архитектурную школу в Окленде, в Новой Зеландии. Занималась театральным дизайном, работала со светом, делала световые инсталляции. Последний ее проект — новая мансарда старинного дома, стоящего в самом центре Петербурга: из окон видны Мойка, Нева и собор Петропавловской крепости.
Мансарда — сложное жилье, если человек не умеет им владеть. Надо приспособиться к низким и скошенным потолкам. Сколько шишек набьешь, прежде чем привыкнешь. С другой стороны, мансардаэто взлетная полоса, куда не долетают комары. Ты просыпаешься и смотришь прямо в небо. И чувствуешь себя выше всех. И знаешь, что над головой у тебя никого и ничего, кроме птиц, облаков и солнца. Еще ты видишь крыши. Между прочим, лазание по крышам — самое популярное из всех романтических путешествий Петербурга. Поэт Василий Кондратьев даже водил для избранных целые экскурсии по крышам города. Пока не сорвался. И не улетел в небо. Сама же Джиллиан считает, что мансарда разрешает играть со светом и моделировать его как угодно. Позволяет создать прекрасную световую инсталляцию. Для нее это очень важно. Собственным диззйнерским решением Джиллиан опустила окна почти до пола. В результате чего открылся прекрасный вид на Мойку, Неву и сам город, похожий на причудливую театральную декорацию. Центром дома стала кухня, а ее сердцем — очаг. Его сложили из старого кирпича, взятого из разобранных стен. Столешницу она тоже сделала из старых досок (разобранные стропила крыши). Правда, никто из друзей не понял, почему Джиллиан взяла для этого старый кирпич и старые доски. Все мы, к сожалению, забыли то, как ценили средневековые мастера такие материалы. Писали иконы на высушенных временем досках, строили из старого камня. В этой мансардной квартире самая светлая и большая комната — кухня-гостиная с многочисленными окнами. Теперь здесь можно готовить и смотреть в окно. На крыши и небо, птиц и солнце, воду и дома. Старая стена с выразительной кирпичной кладкой отделяет эту кухню-гостиную от другой гостиной — маленькой, где можно уединенно проводить время.
Практически все в доме сделано по эскизам и замыслам Джиллиан. Она тщательно работала над дизайном этой мансарды. Сделала архитектурный проект: лишние стены были убраны, таким образом, увеличилось пространство. По ее проекту выполнены межкомнатные двери. Еще Джиллиан решила, что незачем привозить мебель и предметы быта из-за границы, как это часто делают русские. Ведь отечественная мебельная школа, исторические традиции в создании предметов декоративно-прикладного искусства так сильны в России и особенно в Петербурге, что невольно заставляют всякого им следовать и их поддерживать. Так важно иметь возможность передать свой замысел в искусные руки и участвовать в процессе его воплощения! Поэтому в этой мансардной квартире все гармонично уживается: мебель, сделанная по дизайну Джиллиан, фрагмент вологодского шкафа-поставца, искусно превращенного в спинку кровати, простые советские стулья середины ХХ века, вещи из ИКЕА, чехлы для мебели в стиле кантри (по эскизам автора), финские лампы, шахматный столик из ореха, северные короба из бересты, советская живопись 50-х годов и многое другое.
Особое место в доме занимает ванная комната. Медная раковина, выполненная по эскизам Джиллиан петербургскими мастерами, выглядит тепло, уютно и как-то по-хорошему патриархально. Через фонарь (потолочное окно) в комнату проникает свет. Представляете, как романтично — лежать в теплой ванне и смотреть на звезды! Джиллиан считает, что самое главное — это хорошо себя чувствовать в пространстве, а все остальное приложится, и детали подберутся сами собой. Поэтому любая возможность тактильно или визуально увеличить пространство была использована дизайнером на сто процентов. Джиллиан предпочитает естественные материалы и применяет в своих проектах только дерево, камень, натуральные ткани, медь.
Джиллиан очень любит Россию, Петербург. Она нежна и артистична. Считает, что русские до сих пор живут нараспашку, что их широкий характер и размах ни в какой мере не могут сравниться с европейским ограниченным взглядом на жизнь и вещи. А еще она думает, что русские идеи, воплощенные итальянскими архитекторами, нашли прекрасную почву в этом городе. Оказалось, что Петербург очень удобный город для иностранцев. Здесь они начинают чувствовать себя как дома. Правда, и нам здесь тоже неплохо.