Квартира Франса Хакса перенасыщена арт-объектами: инсталляциями, мебелью, картинами. Архитектура интерьера и его колористика стали упаковкой для коллекции.
Вход в квартиру был разработан дизайнерами в семи вариантах. Все они варьируют темы геометрической графики и представляют собой контраст с типичным для Амстердама островерхим краснокирпичным домом XVIII века.
Хакс собирает современный дизайн. У него есть вещи Этторе Соттсасса, Филиппа Старка, братьев Мендини и т.д. Очевидно, что коллекционер тяготеет к предметам ироничным, хотя ироничная мебель и может показаться абсурдом. Табуретка в виде зуба вопиет о том, что она больше, чем просто табуретка. А лампа с полосатой капителью и базой издевается над классической колонной, изображенной на этой же лампе. Такие предметы одновременно являются и мебелью, и музейными экспонатами, и гордостью частной коллекции. Чтобы обеспечить им достойный фон, хозяин выбрал себе в дизайнеры интерьера самых претенциозных персонажей — братьев Алессандро и Франческо Мендини (Alessandro/Francesco Mendini), которые создание предметов для дома никогда не считали задачей утилитарной. Напротив, их лампы, полки и столы сразу делались с расчетом на то, что они попадут в музеи современного искусства или на выставки дизайна.
Стены служат цветными дисплеями для вещей, которые выступают здесь в роли экспонатов музея дизайна. Проект раскраски стен, пола и потолка — Петер Стройкен (Peter Struycken), краска Sikkens, линолеум Forbo.
Комната второго этажа с ироничными дизайнерскими объектами и в ид из холла на лестницу с цветными ступенями.
Интерьер подражает выставочным экспозициям. Он перенасыщен кислотными цветами, и эта яркая и агрессивная, как в компьютерных ЗD-моделях, среда должна постоянно возбуждать чувства. Большая часть мебели сделана из разноцветного пластика, большая часть стен служит для нее ядовитыми дисплеями, большая часть картин — с хулиганскими сюжетами. Все линии лаконичны, пространство не замусорено и как бы готово для съемки, обдуманно-фотогенично. В организации пространства много театральных приемов. Например, в центре атриума находится ванна — это просто углубление в полу. Справа и слева от нее поднимаются лестницы с цветными ступеньками. Они ведут на верхнюю галерею, а прямо над ванной висит стеклянный мост. С моста открывается полный обзор. Тот, кто моется, должен ощущать себя на сцене. Вероятно, как и тот, кто ходит по стеклянному мосту. Во всяком случае, дизайн интерьера предполагает подобное театральное поведение. Кабинет тоже расположен в открытом пространстве атриума: стул и стол с ноутбуком стоят в непосредственной близости от ванны. Даже брызги долетят! Шок — самое подходящее слово, чтобы описать впечатление от этого интерьера. Он воспроизводит скандальную стратегию арта. И едва ли годится для постоянной жизни, скорее, это представительская квартира, поддерживающая имидж коллекционера. Интересно, что в доме, на втором этаже, есть комната с паркетным полом, со столом и стульями XIX века, с массивными бронзовыми подсвечниками. Для того чтобы почувствовать энергию цвета, надо иметь пространство, куда можно от нее уйти.
Co стеклянного моста открывается вид на первый этаж с экстравагантной ванной, встроенной в пол.
Кабинет хозяина расположен в открытом пространстве атриума — между двумя лестницами и рядом с ванной. Он отлично освещен через стеклянную крышу.
Уличный вход представляет собой белую панель с геометрическим узором. Резкий контраст с красным холлом и цветными помещениями остальной квартиры подвергает восприятие входящего испытанию.
Вид гостиной в зеркале.
Дизайнерские вещи в этой квартире приравниваются к арт-объектам.
ДЕТАЛИ, ВЕЩИ И ПРИЕМЫ:
КВАРТИРА ВЫСТАВКА
Такие радикальные интерьеры создаются обычно мебельными коммерсантами и коллекционерами — не чтобы жить в них, а чтобы промотировать продукт и поддерживать собственный имидж в глазах партнеров. В раскраске стен использованы те же открытые цвета, что и в авангардной мебели. Даже потолки цветные, что визуально сокращает объем пространства. Глаз только возбуждается и совсем не отдыхает. Для выставочных целей это замечательно. Но если в квартире все же придется жить, надо запланировать в ней помещения более спокойные, более традиционно декорированные. Такая комната — в бежевых тонах, с паркетом, антикварной мебелью — есть у Хакса на втором этаже.
ЗАКОДИРОВАННЫЙ ВХОД
Уличный вход в квартиру представляет собой стену с объемным геометрическим узором, как гаражные ворота. Эта композиция мыслилась братьями Мендини как арт произведение, намекающее на необычное содержимое квартиры. Она резко выделяется на фоне фасада традиционного кирпичного дома. В стену незаметно встроена дверь, а код дверного замка расположен сбоку от нее, в середине одного из квадратиков.
Вход — стена с геометрическим узором.
СИММЕТРИЯ
Несмотря на авангардный дух, в квартире много симметричных композиций: например, скульптуры размещены точно в центре, между двумя лестницами, на этой же оси располагаются проем в стене и зеркало.
ГОСТИНАЯ В АТРИУМЕ
Квартира находится в традиционном голландском кирпичном доме с внутренним двором. Двор перекрыли стеклянной крышей и в атриуме устроили гостиную. Это очень удобно и красиво, поскольку в такой комнате много дневного света. Но в российском климате может возникнуть проблема: на стеклянной крыше будет скапливаться снег. Надо делать ее либо скатной, либо с подогревом, чтобы снег таял, но в любом случае просчитывать нагрузку. Обилие цвета не требует особых ухищрений с освещением. В ночное время нарядные краски выглядят более естественно.
Вид на атриум с приватными комнатами второго этажа, стеклянным мостом и стеклянной крышей.
Атриум в ночное время.