Кирпичный дом 1911 года постройки, реконструированный под элитное жилье, стоит на Остоженке . Двухэтажная квартира (одна из пяти в доме), принадлежащая Илье Савельеву, выходит во двор. Всем своим видом она сигналит о том, что это жилище частного человека. Манифестация частности начинается с фасада. Два савельевских этажа архитектор Максим Атаянц выделил портиком, какого не то что в Москве, во всей России не сыщешь. Композитный ордер в первом, коринфский — во втором ярусе. Сложно изломанный фронтон. Камерный масштаб. По словам Максима, идею он почерпнул из декораций античного театра, в котором, помимо пропорции и общего построения, строго регламентировался выход персонажей: из какой двери какой герой появляется. Вход в квартиру — это выход чужестранца. Камень, который можно принять за привезенный из какой-нибудь римской колонии, — подмосковный, особым способом обработанный и буквально собранный по кусочкам. Он дал уникальный рисунок. Стареть эта архитектура будет в русском неласковом климате, а не под теплым тосканским солнцем, и красота натурального материала не должна уйти. Наоборот, со временем она проявится.
Несмотря на большое количество элитных домов, в Москве до сих пор не было принято делать красивый вход в квартиру. Обстановка дикого капитализма не располагала к такой открытости. Между тем, это типично для европейских городов и для европейской культуры, где частный человек существует с римских времен и для обозначения его частности давно найдены способы. В Лондоне многие квартиры имеют отдельный вход с улицы. Хозяева украшают их кто во что горазд: портиками, арочками, иногда даже с гербом. В России частному человеку, возникшему в конце XVIII века, когда русское дворянство получило от Екатерины Второй разрешение не служить, все время что-то угрожает. Екатерининские дворяне, вставшие перед необходимостью как-то обустраивать.
Мода на палладианство пришла в Россию из Англии, Франции и Италии. Так родился усадебный дом с колоннами, заменив господский дом большую избу, и просуществовал до революции. Потом у частного человека был большой семидесятилетний «перерыв». И сегодня перед российским предпринимателем, который пока не дворянин, задача обустройства своей частной жизни, становления жизненного уклада стоит довольно остро. Трудно структурировать свое время и пространство, не имея корней в традиционном укладе, передающемся из поколения в поколение.
Илья Савельев, человек, бизнес которого связан с эксклюзивной архитектурой (он руководит группой «Керамос», которая занимается архитектурным инструментарием: чугунным и бронзовым литьем, камнерезными работами, мозаикой), осведомлен в области архитектурных и интерьерных стилей и приемов. Он сам стал автором своего интерьера. Квартира сделана по-европейски. С улицы попадаешь прямо в гостиную. Гостиная двусветная, широкая деревянная лестница ведет на второй этаж. Единое пространство первого этажа организовано по типу галереи: здесь есть собственно гостиная с брутальным диваном на стальном основании (идея принадлежит Илье), музей метеоритов и минералов (коллекция хозяина), хранящихся в винтажных столиках, кухня с деревенским дубовым столом, изготовленным по замыслу Савельева. Видно, что человек интересовался разными стилями и пробовал себя в них.
В интерьере традиционные консервативные материалы (дорогое дерево, мозаика, мрамор, смальта, травертин) сочетаются с полной откровенностью в пространственном решении. Из входной двусветной части гостиной открывается вид на второй этаж. Расположенные там спальня и кабинет видны как на ладони, потому что у них стеклянные стены. Находясь в кабинете ощущаешь себя почти на краю пропасти: ничего не стоит пройти сквозь стекло и спрыгнуть вниз, на первый этаж. А раньше, по словам хозяина, даже этих стен не было. Недавно кабинет временно превратился в детскую. Квартира сделана четыре года назад, и сейчас, говорит Илья, он многое бы в ней поменял. Например, соседствующая со спальней огромная хозяйская ванная с джакузи и изысканным травертиновым полом почти не используется. Хватает удобной гостевой ванной на первом этаже.
Эта квартира интересна не просто количеством вложенных усилий, но тем, что эти усилия осмысленны. Обычно, когда человек сам себе делает интерьер (чаще всего это бывает женщина), выбор диктуется подсознательными смутными желаниями и явными прихотями. А здесь видно: человек знал, что делал. Его решения можно принимать или нет, но нельзя отказать им в продуманности. По словам Ильи, «все хотят видеть деньги, особенно в результате производства. Все вещи должны быть проданы.