Рококо во Франции. Стиль Людовика XV.
Особенность стиля рококо - это почти полное отсутствие прямых линий в формах и конструкциях производимой в то время мягкой мебели. Много экспонатов той эпохи сохранено и дошло до наших дней, сейчас они выставлены для экспозиции в Версальском дворце, замке Фонтенбло и во многих других музеях. Теперь это достояние мировой культуры времен монарха Людовика XV. Мы же с удовольствием рассматриваем это великолепие и пышность. И лишь немногие являются обладателями предметов антикварной мягкой мебели той эпохи.
Вернемся к описанию стиля рококо в мебельном производстве. Почти полное отсутствие прямых линий в формах мебели привело к применению изогнутых линий. Вертикальные линии изогнуты соответственно требованиям конструкции данного предмета обстановки, а горизонтальные - согласно требованиям удобств пользования этим предметом. Все углы у мебели закруглены, ножки делаются сужающимися книзу, с характерным изгибом внизу и оканчиваются каблуком, замаскированным изящным завитком.
Спинки диванов, кресел, стульев производят в виде прямоугольника с закругленными углами и вырезанными боками, что очень напоминает деку скрипки. Верхняя часть спинок мягкой мебели покрывается резьбой цветочной или лиственной тематики. На сиденье, спинку, подлокотники накладываются мягкие подушки. Ткань, используемая для накладных подушек, преимущественно шелковая. Рисунок на таком шелке - или крупные букеты цветов в натуральную их величину, или сцены жизни пастухов (пасторали).
Предмет мебельного интерьера – мягкий диван, также как и в период барокко, образуется путем соединения трех кресел, у среднего из которых убраны подлокотники. Но на лицевой стороне дивана четыре ножки располагаются уже не равномерно, средние шире боковых. Это создает впечатление, что диван состоит не из трех кресел, а из двух кресел, приставленных к бокам двухместного дивана – «бержера».
Такое выделение средней части мягкого дивана подчеркивается и в украшенной резьбой верхней части спинки. Обивка диванов, кресел, стульев делается тканью, производимой в самой Франции на известных уже мануфактурах. Ткани вырабатываются штучными кусками по размерам, отдельно для спинки и отдельно для сиденья.
Рисунки ткани представляют собой гирлянды, букеты или корзины цветов в натуральную величину, атрибуты музыки на фоне изогнутых ветвей деревьев, пасторальные сцены на цветном фоне, причем серединная часть для диванов тоже выделяется более светлым фоном общего рисунка.
Материалом для производимой мебели служат местные породы деревьев – орех, липа и т.п., которые легко поддаются тонкой и мелкой резьбе. Широкое распространение получают вместо резьбы всевозможные бронзовые накладки на мебель, в виде листьев, цветов, их букетов и гирлянд, которые к концу века уступают место таким же по тематике украшениям из деревянной мозаики.
Подводя итог, можно сказать, что художественной задачей мебели стиля рококо становится исключительно текучесть и грациозность линий и форм, исчезает различие между несущими и несомыми частями в конструкции.
Источник: http://divan-r.ru