Высокую моду можно презирать за поверхностность и тщеславие, но чего у нее не отнять — это красоты и мастерства.
Обязательная принадлежность фэшн: драгоценные ткани, ручная работа и качество кроя. Непосредственная связь с человеческим телом не дает моде удариться в авангардные эксперименты. Бывает, что на манекенщицу наденут части самолета или мебели, но это эксцессы. Благодаря контакту с телом, одежда человечна хотя бы в приземленном, телесном смысле. Таким образом, в моде есть красота, мастерство и антропоцентризм. Но нет метафизики. Она не остается в веках, подобно архитектуре.
В современной архитектуре, наоборот, полно метафизики, но дефицит красоты, человечности, мастерства. Мастерство архитектора сегодня многими понимается не в традиционном смысле, как Божий дар: единение мысли, глаза и руки, — а как искусство менеджмента и пиара. Не обязательно уметь рисовать, но обязательно придумать, раскрутить, организовать. Однако архитектура (почему-то!) сохраняет за собой статус высоколобой профессии. Один древнегреческий философ в некоей притче разделил людей на три типа. На олимпийских играх есть зрители, атлеты и торговцы. Зрители символизируют философов, они занимают самое высокое место в иерархии, потому что заняты созерцанием и осмыслением. Следом идут соревнующиеся атлеты (символ тонкого профессионального мастерства), и на последнем месте торговцы.
Мода имеет отношение к мастерству и торговле. Архитекторы как тонкие профессионалы — это атлеты, но обычно узурпируют и роль философов. И вот мода с архитектурой «поженились». Заказчик — Prada, инициатива принадлежит моде. Зачем Праде понадобилась большая архитектура? Едва ли этот брак просто оригинальная пиар-акция, что-то вроде свадьбы голливудских звезд, которые женятся, чтобы попасть на страницы журналов. Официальная пресс-релизная версия такова: Прада хотела выйти за рамки шопинга, развивая культурные программы. Вот оно что! Это мезальянс, брак по расчету. Умный жених (архитектура), красивая невеста (мода), он из дворян, она ближе к купеческому сословию, к торговле.
И что в результате? Стала ли мода умной, а архитектура красивой? Каковы плоды этого брака? Магазины, построенные швейцарцами и голландцем для Прады, создают четкое впечатление: технологично, но некрасиво. Слишком просто. Эти элементарные формы нарисует любой школьник. Тут есть одна причина, которая, на первый взгляд, объясняет неудачу. Архитекторы свысока относятся к жанру шопинга. Рем Кулхаас, выпустивший книгу «Гарвардский гид по шопингу», может сколько угодно иссушать мозг гарвардских студентов, которые по его заданию изучают искусство покупать во всех его проявлениях, но поднять шопинг на уровень архитектурной темы — не выходит. Впрочем, мэтр и сам сетует в длинных ламентациях, что архитектура, понимаемая как искусство композиции, иерархии, типологии и материала, уступила «мусорному пространству» — абсолютно хаотическому и пугающе асептическому пространству магазина.