Учёные мужи из ряда археологов и историков до сих пор не сошлись в едином мнении о времени появления витражей. Есть версии, что первые конструкции из цветного стекла изготавливались ещё на берегах Нила и в Древнем Риме. Правда, свинцовая сетка в те далёкие времена заменялась деревянными прутьями.
Полярная точка зрения гласит, что витражи получили распространение в Старом Свете, начиная с 13 века. В средневековье умами населения правила церковь, и поэтому мотивы витражной живописи были однотипны: ангелы, святые, герои мифов и легенд.
Позже, начиная приблизительно с 15 века, витражные мотивы стали приобретать и символический смысл. Например, цветок лилии олицетворяла чистоту и невинность. Виноградная лоза символизировала церковь, а роза - Святую Богоматерь.
В период географических открытий, когда в Европе появились такие растения, как табак, томат и картофель, изменилась и витражная живопись. Потолочные витражи, например, всё чаще стали иметь в своих рисунках подсолнух и перец.
По мнению и историков, и археологов, самые красивые витражи изготавливались мастерами в эпоху расцвета готики. Именно в этот период активно развивалась церковная архитектура. Храмы и костёлы Европы украшались изумительными по своей красоте и точнейшими по исполнению витражами. Это были настоящие шедевры, но, увы, до наших дней сохранились лишь немногие оригинальные образцы.
Средневековым мастерам была недоступна современная колеровка стекла, и поэтому при изготовлении витражей применялись преимущественно первичные цвета - красный, жёлтый и синий. Однако, и этого было достаточно, чтобы создать в храме чувство восторга и величественной красоты.
Оттенки первичных цветов в витражах того времени создавались за счёт накладывания одного стекла на другое. Например, лиловый и фиолетовый цвет получали с помощью синего и красного стекла. Точно также получали оранжевый и зелёный.
Во времена готического и романского стилей витражное искусство получило наибольший расцвет. Приблизительно с шестнадцатого века начался упадок, и мастера уже не творили в таких масштабах, а сосредоточились на усовершенствовании техники и изобретении новых способов производства витражей. Именно в это время на Руси появились первые, некачественные поделки, которые можно считать прообразом русских витражей.