дизайн проекты интерьеров квартир; дизайн перепланировки интерьера квартиры; дизайн интерьера однокомнатной, двухкомнатной, трехкомнатной, четырехкомнатной, малогабаритной квартиры; ремонт квартир; современный дизайн интерьера квартиры; дизайн интерьера типовых квартир; готовые проекты дизайна интерьера квартиры; примеры дизайна квартир интерьера.
дизайн интерьера домов и коттеджей, дизайна интерьеров загородных домов, дизайн интерьера деревянного, дачного, частного дома, портфолио дизайна интерьера дома, ремонт дома дизайн интерьера квартиры , дизайн интерьера домов фото, дизайн-проекты интерьера, дизайн студия интерьера, дом портфолио, дизайн интерьера коттеджей
гостиная дизайн, дизайн гостиной фото, дизайн интерьера гостиной, дизайн гостиной комнаты, дизайн зала, дизайн интерьера зала, проект дизайна гостиной
дизайн прихожей, дизайн прихожей фото, дизайн квартиры прихожая, дизайн маленькой прихожей, мебель для прихожей, дизайн длинного коридора, дизайн квартиры прихожая, дизайн проект прихожей
дизайн кухни, фото дизайна кухонь, дизайн интерьера кухни, дизайн маленькой кухни, кухни дизайн проекты, дизайн кухни фотогалерея, классическая кухня дизайн, дизайн столовой, дизайн кухни столовой
дизайн санузла, дизайн интерьера ванной комнаты, дизайн интерьеров ванных комнат, дизайн интерьера ванная, туалеты дизайн, дизайн туалета фото, дизайн совмещенного санузла, ремонт в ванной
дизайн детской, дизайн детской комнаты, дизайн интерьеров детских комнат, дизайн детской фото, дизайн интерьера детской, детский дизайн, дизайн детской девочки комнаты, комнаты мальчика, дизайн проект детской, мебель для детской, детские спальни
дизайн спальни фото, дизайн квартир спальни, дизайн интерьера спальни, дизайн спален, дизайн спальни фотографии, дизайн проект спальни, дизайн маленькой спальни, дизайн потолка спальни, дизайн спальни девушки, японский дизайн спальни, примеры дизайна спальни, современный дизайн спальни, восточный дизайн спальни, дизайн стен спальни
дизайн интерьера фитнес клубов, торговых помещений, выставочных помещений, бутиков, магазинов, салонов красоты, автосалонов
Можно ли говорить о едином советском интерьерном стиле? Или подобное обобщение будет слишком грубым? Во всяком случае, легко заметить общие черты, узнаваемые визуальные и предметные маркеры. За ними — негласная философия советского жилища, с ее никем не писанными, но такими очевидными представлениями о красоте, уюте и «правильности»
. БОЯЗНЬ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА
Агорафобия, увы, присуща не только советским, но и постсоветским гражданам. Мы до сих пор не научились жить в просторных интерьерах и боимся пустоты. Исторические корни нашей агорафобии коммуналки с перегородками и ширмами.
НЕЖЕЛАНИЕ РАССТАВАТЬСЯ С ВЕЩАМИ приводило к ощущению закупоренности и уютной затхлости, которые столь свойственны советским квартирам. Подобное собирательство-накопительство имеет свои корни — бедность Все нажитое непосильным трудом обязательно пригодится Если не тебе, то твоим детям или внукам. Еще одна причина культа вещей— непонимание истинной ценности предмета Выхолощенная культура обращения с предметной средой, помноженная на «железный занавес», дала дивные плоды: одинаково берегли и бабушкины серебряные серьги, и жестяную коробочку из-под конфет, и бутылочки из-под импортного шампуня. Главный козырь советской пропаганды — стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Эта стабильность подменяла чувство полноты жизни. Обратной стороной стабильности был страх перемен.
Перед лицом тяжелой, неприветливой внешней среды, тотального недружелюбия, грязных подъездов и прочих прелестей жизни в самом гуманном государстве планеты квартира становилась единственной территорией защищенности и приватного уединения, норой, гнездом и баррикадой. Количество мебели и вещей было предметом гордости, манифестировало обжитость и окультуренность помещения. Это, в частности, относится к так называемым интеллигентским квартирам. В них кипы журналов и книг (бесценная Библиотека мировой литературы, полные собрания сочинений Сервантеса и Диккенса, Шолохова и Толстого), семейные реликвии и заграничные сувениры теснились бок о бок. Это донельзя сгущало и без того насыщенную атмосферу дома, перегружало ее психологически. Позже сюда вплетается и одомашненная бытовая техника, «усмиренная» посаженными на нее статуэтками и шкатулками, заботливо прикрываемая вышитыми накидками и чехлами.
СТЕРЕОТИПНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
Неотъемлемая черта советского образа жизни — информационный голод. Мода списывалась с польских и чешских журналов, да и тех было не достать. Как в любом обществе, существовал и свой «джентльменский набор» статусных вещей, которые свидетельствовали о благополучии и достатке, о том, что «жизнь удалась». Кроме троицы «квартира — машина — дача» это был хрусталь и «богатые сервизы» типа золоченой «Мадонны», югославская стенка, обязательные ковры и некоторое количество упомянутых литпамятников — собраний сочинений классиков. В совокупности эти вещи являли собой образец для подражания. Справедливости ради стоит отметить, что стремились к нему отнюдь не все.
ЛЮБОВЬ К ИСКУССТВУ
Предметы искусства всегда пользовались народным уважением. В подавляющем большинстве случаев это был, конечно, китч в самых разных его проявлениях: искусственные цветы, мягкие игрушки, репродукции из «Огонька», коврики-гобелены, чеканка, макраме и инкрустация соломкой... От той же народной любви к искусству в квартирах появляется пианино — предмет гордости, Это знаковая вещь сродни «стенке» и ковру. Пианино должно быть у всех. Недолгие муки родителей и соседей — гаммы и какофония, и пианино превращается в предмет мебели — полочку для фарфоровых балерин и пионерок, керамических вазочек, в лучшем случае для книг.
ОГРАНИЧЕННЫЙ ВЫБОР
В эпоху развитого социализма граждане были вынуждены выбирать среди того немногого, что предлагал тогдашний мебельный рынок. Поэтому подавляющее большинство «старорежимных» квартир если и не производят впечатление сестер и братьев, то уж на дальних родственников смахивают точно. Тем больше уважения испытываешь к изобретательности в украшении собственного дома, которая так очевидна. Советский дизайн всегда был самодельным: вышивали крестом и гладью шторы и чехлы для стульев, выпиливали лобзиком, выжигали паяльником, плели макраме и под Новый год вырезали снежинки из папиросной бумаги. Именно декор был в большинстве случаев «визитной карточкой» дома, отражающей вкусы и пристрастия советских граждан всех социальных слоев.
Наше понимание жилой среды стремительно меняется. У многих всякое упоминание о советском в любых его проявлениях вызывает отторжение. Для других оно — курьез, о котором стоит говорить исключительно иронически. Думается, что советские интерьеры не заслужили ни того, ни другого.
Постепенно отношение к ним меняется. Приходит осознание «советского искусства интерьера» как продукта своего времени, как особого стиля со своим набором приемов, знаков и символов. Ведь, в конце концов, вазочки, картинки и гарнитуры были не чем иным, как подлинной жизнью страны, воплощенной в вещах.