Современному человеку сложно осознать, что предками каминов были обычные костры, которые люди в древнейшие времена разводили в пещерах. Очаг с огнем располагался в центре пещеры, и вокруг него кипела жизнь – грелись люди, проводились обряды и ритуалы.
Современные очертания печи и камины стали приобретать в Древнем Риме. Именно римляне начали строить печи для бани с открытыми топками, а дымоходы выводили в потолок. Также встраивались специальные отводы, которые проходили ниже окон. По ним тепло уходило в соседние комнаты и обогревало их. Само слово «камин» имеет латинский корень и восходит к слову caminus, что значит «открытый очаг».
Многие традиции и наработки Рима были унаследованы европейскими народами. Однако повторить все величие этой древней империи они так и не смогли. Потому европейская печь-каменка не представляет собой ничего интересного с точки зрения художества и эстетики. Поражают, правда, их размеры. Один такой камин выкладывался из грубого неотесанного булыжника, и мог занимать целую стену феодального замка. Сама топка превышала человеческий рост в полтора раза, а внутри ее пространства хватало для того, чтобы целиком жарить быков.
Ренессанс характеризовался возвратом к античным идеалам. Тогда же появляются печи для бани с баком для воды. Сами камины же стали выкладываться из мрамора или гранита, их выкладывали мозаикой и украшали колоннами.
В XVII-XVIII наступает время расцвета стиля барокко, который характеризуется вычурностью и роскошью. Камин в это время воспринимался как атрибут роскоши. Вытяжка в эти столетия увеличивается в размерах, сам очаг украшают орнаментами – как симметричными, так и несимметричными. На каминах изображаются животные, птицы, насекомые, вьющиеся растения, играющие дети. Портал же облицовывается белым мрамором и позолотой. Задняя стена топки украшается чугунными листами, на которые наносятся рельефные изображения библейских сюжетов или военных сцен. На каминных полках в качестве декора и украшения расставляют зеркала, часы и статуэтки. В это же время камины начинают появляться и в России. Сначала они являлись привилегией знати. Широкие же слои населения продолжали пользоваться обычными русскими печами, как и столетия и тысячелетия до того.
В XIX веке начинается расцвет классицизма. Моду на возникновения разных стилей всей Европе задает Великобритания. Камины сразу же приобрели деловой стиль, они украшаются рельефами в стиле античности и отделываются черным мрамором. Такой камин прекрасно встраивается в рабочий кабинет с его деловой и официальной обстановкой. Параллельно с этим во Франции появляется иной стиль – ампир, который повторял величие времен империи Наполеона Бонапарта.
Современные биокамины
Данные камины кардинально отличаются от традиционных: они не дают копоти, гари и дыма, т.к. при сгорании образуются лишь водяные пары и углекислый газ, что позволяет испозовать стеклянные и зеркальные конструкции, завораживающие взгляд.Биокамины намного меньше по размерам, просты в установке, а также не требуют наличия дымохода и системы вентиляции. И, конечно его можно переставить в любое удобное место.